Rander и Asterisk
Возможна ли интеграция?
Часто нам задают вопросы о возможности взаимодействия Rander и Asterisk. Долгое время у нас не было на это вразумительного ответа, кроме одного: «Попробуйте найти нормальный TSP драйвер для Asterisk и протестируйте». Поскольку ни кто так и не сообщил нам ничего интересного, нам самим пришлось начать разбираться в этой проблеме.
Ниже изложены результаты наших исследований.
Исходная конфигурация: FreePBX Ver.2.11.0.38 (Asterisk Ver.11.7.0), Rander Ver.5.0. и xtelsio TAPI for Asterisk Ver.1.1.086.
Порядок настройки:
- Для того, чтобы Asterisk корректно работал первое, что необходимо сделать, это ввести логин и пароль для доступа к Asterisk через AMI в соответствующий конфигурационный файл Asterisk manager.conf.
- Устанавливаем TSP драйвер Xtelsio TAPI for Asterisk http://www.xtelsio.com/en/products/ast_tsp/tapi_for_asterisk.htm. Он конечно платный, но его цена вполне разумная и составляет 27 долларов за 10 рабочих мест.
- Настраиваем TSP драйвер для подключения к нашему Asterisk с указанными выше логином и паролем.
- Проверяем подключение TSP драйвера к Asterisk и запускаем сканирование линий. В результате сканирования драйвер должен обнаружить созданные в Asterisk линии. Если все в порядке и линии обнаружены, тогда можно идти дальше.
- Устанавливаем Rander 5.0, включая все галочки. Хуже не будет. Когда установщик задает вопрос о типе АТС, указываем Другой и вводим все необходимые данные, включая свой номер.
- Проверяем какой установлен тип АТС, к которому должен цепляться Rander. В нашем случае это Asterisk, но в меню Rander такого типа АТС не существует. Открываем файл Server.ini в папке C:\Program Files (x86)\Rander\Server и устанавливаем stationtype=0.
- Закрываем этот файл и перезапускаем последовательно службы Телефония и Rander Server. Можно просто перезагрузить компьютер, иногда это даже лучше.
- Открываем клиент Rander и видим, что зеленым светятся лампочки Сервер, Контакты и Журнал. А лампочка АТС и SIP красные. Это означает что сервер пока не подключился к АТС и SIP клиент не зарегистрирован на АТС (это совершенно отдельная тема).
- Открываем меню инструменты\состояние сервера и видим там какие-то сообщения. Если «Подождите идет инициализация», тогда ждем. Если «Инициализация завершилась успешно», тогда все хорошо и дожидаемся чтобы лампочка АТС стала зеленой.
- Заходим в меню настройки\настройки программы\линии. Смотрим какие линии увидел Rander. Если среди линий мы видим линии Asterisk, значит настройка завершилась успешно и можно приступать к работе.
В комбинации Rander\Xtelsio\Asterisk доступны следующие функции:
- Набрать номер абонента.
- Вызвать абонента нажатием одной кнопки.
- Завершить разговор.
- Принять информацию о входящем вызове во всплывающем окне. Показывается имя вызывающего абонента. После снятия трубки показывается и номер. Если абонент есть в справочнике, то показывается содержимое полей имя и фамилия.
- Поставить на удержание\снять с удержания.
- Выполнить перевод вызова на другого абонента.
- Индикация состояния абонента (свободен, занят, набирает номер)
- Индикация в он-лайн консоли в режиме реального времени кто с кем разговаривает и сколько времени.
- Так же эти функции доступны и через RanCOM Plus.
Выводы.
- Совместная работа Rander и Asterisk возможна.
- Качество работы зависит от того, каким TSP драйвером мы пользуемся.
- В предложенной конфигурации функционал Rander очень сильно ограничен из-за недостаточной совместимости с TSP драйвером Xtelsio. В то же время, попытка использовать свободно распространяемый драйвер Activa-TSP давала возможность только позвонить и все, так что Xtelsio это круто.
Возможные сценарии применения.
Применение возможно в самых разных вариантах, но использовать Rander для прямого управления Asterisk не очень эффективно из-за некоторой несовместимости Xtelsio и Rander. Однако для тех, кому этого достаточно, это уже хорошо.
Самый большой плюс может быть в использовании возможностей интеграции Rander с другими приложениями по технологии COM+, при использовании модуля интеграции RanCOM Plus. Эту технологию используют все приложения Microsoft, 1C и многие другие приложения Windows. Таким образом, открываются возможности интеграции Asterisk и приложений Windows, что может дать существенный дополнительный эффект при автоматизации бизнес процессов.